Почувствуй себя старым Всем привет! 20 мая 1997 года (т.е. 20 лет назад) вышел второй (на самом деле первый) студийный альбом Foo Fighters “The Colour and the Shape”. И хотя звучание “TCATS” сложно отнести к панк-року, но создали его именно панк-музыканты - участники в прошлом Nirvana, Scream, Sunny Day Real Estate, Germs и даже немного The Adolescents. Тем приятнее, что именно с этого альбома Foo Fighters стали полноценной группой, задавшей сразу же высочайшую (местами эталонную) планку для всего мейнстримового/стадионного рока – в будущем только укрепив свой культовый статус. В одной из рецензий тех лет автор пророчески отметил: “The Colour and the Shape имеет нереальный, роковый, радио ориентированный звук. Продакшн революционен. Он где-то между “post-grunge” и “modern rock”, причем включает в себя лучшее от обоих стилей”. От себя добавим, что на пластинке имеется и несколько около панк-номеров, чего только стоят обе нетленки: “Everlong” (которую сам Грол считал похожей на Sonic Youth) и “Monkey Wrench”!
По такому поводу предлагаем прочитать соответствующую статью на соответствующую тему из журнала Rolling Stone. За перевод благодарим Anny Diablo и Владимира Корешева.
__________
►Заметка из журнала Rolling Stone: 10 фактов, которые вы не знали об альбоме Foo Fighters “The Colour and the Shape”.
“The Colour and the Shape”, выпущенный 20 лет назад, остается поворотным моментом в истории Foo Fighters. Этот лонгплэй открыл настоящих Foo Fighters, противопоставив их сольнику Дэйва Грола, каковым стал одноименный альбом 1995 года “с пистолетом”. Пластинка принесла миру такие хиты, как “Everlong”, “My Hero” и “Monkey Wrench” - в США она продалась тиражом более 2 миллионов копий, что на данный момент является наивысшим коммерческим достижением группы.
Тем не менее, успех альбома дался очень большой ценой. "Во время записи “The Colour and the Shape” развалились два брака, мы потеряли ударника, а кое-кто чуть не попал в тюрьму. Позже мы поняли, что запись альбома — это чертовски дорогое удовольствие, и лучше бы иметь заранее подготовленный бюджет" - вспоминает басист Foo Fighters Нэйт Мендель в буклете к переизданию альбома в честь его десятилетия.
Развод Грола с Дженнифер Янгблад тяжелым маршем прошелся по всем песням с “TCATS”. Сам Грол полностью не осознавал этого до того, как они с продюссером Джилом Нортоном начали расставлять песни с альбома по порядку.
"Когда мы наконец-таки определились с последовательностью песен, я понял, что он похож на курс психотерапии. Первая песня “Doll” полностью посвящена твоему страху оказаться в тех условиях, к которым ты не был готов. Я чувствую этот страх по отношению почти ко всему. Это относиться также и к группе - быть вокалистом, автором песен, ох, так можно и умом тронуться! Я прошел весь курс терапии, и в конце на последнем треке я понимаю, что все ОК, что я могу пройти через всё это, что я не сошел с ума в конечном счете. Когда мы думали над обложкой альбома, я шутил - "Почему бы не поместить туда диван из кабинета психотерапевта?” Прослушивание этой записи всегда будет напоминать мне об осени 1996 и моих записях в дневнике, которые были немного странными" - говорил Грол журналу Vox в июне 1997.
В честь двадцатого юбилея альбома представляем 10 фактов, которые вы можете не знать о “The Colour and the Shape”.
► 1. Дейв Грол хотел, чтобы второй альбом получился приятным и легким - немного похожим на Pixies.
Учитывая успех одноименника, многие фанаты и критики ожидали второй альбом в стиле первого. Но Грол, который записал почти все инструменты для дебютника, готовил нечто бОльшее и гораздо более грандиозное для нового альбома, который впоследствии и стал “The Colour and the Shape”.
“Первый альбом был записан где-то за пять дней” - рассказал Дейв в интервью для Montreal Mirror в октябре 1997. “Я действительно не особо уделял внимание продюссированию или аранжировкам. Надо было просто добраться до студии и закончить с этим. Но для “The Colour and the Shape” мы занимались пре-продюссированием и наняли продюсера, мы хотели, чтобы на альбоме были нешаблонные аранжировки. Мы просто хотели запись приятный легкий рок-альбом, и я думаю, у нас это получилось”.
Для того, чтобы достичь этого, группа наняла продюсера Гила Нортона. “Мы обратились к Гилу, потому что у всех альбомов, с которыми он работал, появляется что-то вроде ясности, даже если сам звук грязный” - объясняет Гроул в интервью для Montreal Mirror.
“Но основная причина, по которой мы наняли его – это аранжировки на последнем альбоме Pixies“Trompe Le Monde”. Они очень эксцентричные, и он даже рассказал мне о том, как создавались многие из них. Некоторые из них очень математические, например, первая половина песни является зеркалом второй половины, и другие штуки типа этого. Стало понятно, что он – именно тот, кто нам нужен”.
► 2. “My Hero” была первой песней с альбома, которую FF сыграли вживую на концерте, примерно, за два года до релиза “The Colour and the Shape”.
Первые пять месяцев активных выступлений, концертная программа Foo Fighters строилась вокруг песен с дебютника и иногда нескольких каверов. Так было до 20 июля 1995 года, когда Дейв Грол привнес нечто оригинальное в сэтлист – песню, которая стала одной из самых важных на альбоме “The Colour and the Shape”, да и во всей дискографии группы в целом. “Как дела?” - спросил Гроул толпу, когда группа вышла на сцену Commodore Ballroom в Ванкувере. “Мы – Foo Fighters, и сыграем песню, которую написали три дня назад. Она называется “My Hero”.
“У меня не было какой-то уверенности насчет происходящего” - вспоминает Нэйт Мендел в 2011 году в документальном фильме о Foo Fighters “Back and Forth”. “Типа, может ли Дейв написать еще песни? Как будет проходить процесс записи? Будем ли мы отстоем? Я был без понятия. Есть ли у этой группы будущее или же нет? Но услышав “My Hero”, я понял, что всё будет в порядке, потому что она была потрясающая”.
► 3. "Enough Space" была написана, потому что группе нужна была открывающая песня для их европейского туда в 1995 году.
"Enough Space" стала одной из двух песен с “Colour and the Shape”, которую группа представила в евротуре осенью 1995 году – второй стала “Up in Arms”. "Enough Space" была нацелена на то, чтобы европейская публика с первой же минуты концерта начала бы двигаться.
“В Европе и Англии публика на концерте не выбивает друг из друга дерьмо, как это происходит в Штатах. Они подпрыгивают, так? Они все подпрыгивают” - объясняет Гроул в документалке “Foo Fighters: Back and Forth”. “Так что я хотел написать песню, которая заставит их прыгать, когда мы только начинаем играть наш сет. У меня была мелодия и идея для риффа, но я не мог подобрать темп. Поэтому я стал прыгать вверх и вниз, и так нашел, то что было нужно. Я пришел с ней на репетицию и сказал: “Эй, у меня есть новая песня. Давайте разучим ее, и мы сможем открыть ею шоу завтра или даже сегодня, какая разница”. Мы начали с нее концерт на следующий день, и это сработало!”
►4. Гилл Нортон (продюсер) подтолкнул Дейва к тому, чтобы он писал более глубокие и серьезные песни, нежели были на первом альбоме.
В интервью для Melody Maker в апреле 1997 года Грол признался: “На первом одноименном альбоме FF тексты песен были непонятными по одной простой причине – это была полная бессмыслица. Да, в некоторых текстах есть смысл, но в большинстве случаев мне просто надо было что-то петь. Я ни в коем случае не претендую на умного поэта, да и вообще на поэта. Да я даже чертову открытку не могу подписать. Как я могу написать лирику, которая кого-то тронет? Во времена первого альбома я реально боялся, что кто-то что-то поймёт из того, что я хотел сказать, но в случае с “The Colour and the Shape” у меня не было другого выбора”.
Для “The Colour and the Shape” продюсер Гилл Нортон дал ясно понять, что не намерен довольствоваться набором абсурдных выражений. “Он не давал мне поужинать, пока я не напишу текст. Каждый раз, когда я писал хреновую строчку, я получал 40 ударов хлыстом” – вспоминает Грол о Нортоне. Т.к. в то время Дейв проходил через развод, многие песни с альбома связаны с разрывом отношений и отголосками этой тяжелой ситуации. “Эти песни про прошлую зиму и неудовлетворенность” - сказал он в интервью Melody Maker.
►5. Изначальные сессии записи альбома стали “неудачным опытом” - особенно для ударника того состава Foo Fighters Виллиама Голдсмита. Из записанного не так уж много можно было использовать.
“Bear Creek Studio” - это студия звукозаписи, расположенная в амбаре на ферме в Вудинвилле (штат Вашингтон). Она казалась идеальным местом для первой серьезной записи группы, но для Дейва Грола, гитариста Пэта Смира, басиста Нейта Мендела, ударника Вилла Голдсмита и продюсера Гила Нортона, месяц, проведенный в Bear Creek в конце 1996 стал очень напряженным и принес одни разочарования, потому что настрой в этой “деревне” был совсем не тот. Позже Грол описал это, как “неудачный опыт”, в то время как Менделу и Голдсмиту – ритм секции группы, запись давалась исключительно сложно.
“Дейв заставлял меня делать дубли записи одной песни по 96 раз - я тратил на это по 13 часов на 1 трэк” - сказал Голдсмит в интервью для Miami New Timesв 1998 году. “Казалось, что бы я ни делал, этого не было достаточно ни для него, ни для кого-либо еще. Мне кажется, на лейбле все хотели, чтобы Дейв сам записывал ударные на альбоме. Продюсер хотел этого и казалось, будто все хотели, чтобы я ушел".
Хотя группа и записала в студии Bear Creek 14 песен, лишь очень маленькая часть тех записей вошла в финальный вариант альбома “The Colour and the Shape”.
►6. Песня “Everlong” не задумывалась, как рип-офф на Sonic Youth, но всё-таки в ней что-то есть от их звучания.
Одна из лучших песен Foo Fighters “Everlong” с её звонкими, длинными аккордами и действительно романтическим текстом, по слухам, посвящена Луизе Пост из группы Veruca Salt, которой Грол был увлечен после разрыва первого брака. Как утверждает сам Грол, когда он доделал песню до конца, то последовательность аккордов ему напомнила хит Sonic Youth "Schizophrenia".
В июне 2006 Грол так высказался на сей счет в интервью журналу Kerrang!: "Мы взяли небольшой перерыв на время рождественских каникул и я вернулся в Вирджинию, где хорошенько поработал с черновыми вариантами всех треков альбома. Мне всё время казалось, что альбому чего-то не хватает - создавалось впечатление, что на этом треке риф был заимствован у Sonic Youth, но все же я решил, что будет неплохо сделать из этого песню. Когда я принес её нашему продюсеру Гилу Нортону, он сказал - "Просто замечательно! Давай включим её в альбом!".
►7. Большинство песен были перезаписаны на Голливудской студии Grandmaster Recorders, где до этого увидели свет альбомы таких исполнителей как Black Crowes, the Red Hot Chili Peppers и Stevie Wonder.
Недовольный результатами записи в студии Bear Creek, Грол переделал пару песен ("Walking After You" и акустическую версию "Everlong") самостоятельно в маленькой студии в Вашингтоне. В январе 1997 он прилетел в Голливуд, чтобы доделать альбом в Grandmaster Recorders в бывшем кинотеатре немого кино, ставшим однажды площадкой для репетиций и записи Стиви Вондера, когда он работал над своим альбомом-блокбастером “Songs in the Key of Life” (1976). Мультиплатиновые альбомы The Black Crowes “Shake Your Money Maker” и Red Hot Chili Peppers “One Hot Minute” тоже вышли из Grandmaster (которая, к сожалению, недавно была продана). Волшебная атмосфера места и то, что Гролу, Пэту Смиру и Нейту Менделю пришлось перезаписать большинство песен, вывели “The Colour and the Shape” к тому звучанию, которого искал Грол. "Если я слушаю песню, и мне кажется, что в ней нет того, что ей нужно, то она меня не тронет и не попадет в альбом" - позже объяснил Грол в документалке “Foo Fighters: Back and Forth”.
►8. Голдсмит ушел из группы после того, как узнал, что Грол перезаписал большинство барабанных партий за его спиной.
Результатом записи в Grandmaster стал не только один из лучших альбомов Foo Fighters, но и уход Вильяма Голдсмита из группы. Когда Голдсмит прохлаждался дома в Сиэтле и думал, что Грол просто добавляет финальные штрихи в Голливуде, Дэйв в это время во всю перезаписывал большинство барабанных партий, записанных на Bear Creek. Узнав правду, Голдсмит, понятное дело, не в восторге от новости. “Идея перезаписать барабаны самостоятельно пришла мне в голову, когда я понял, как мало у нас оставалось времени, и как тяжело даётся запись Вилльяму. Я подумал – “Хорошо, чтобы сэкономить время, я просто перепишу эти новые песни, а после Вилл доделает остальное. Но Вилльям решил, что я собираюсь сыграть все барабанные партии для записи, и просто сказал – “Окей, я не согласен, я ухожу из группы”. У большинства сложилось впечатление, что я выгнал его из группы. Но нет – это полностью его решение” - вспоминает Грол в книге “This is a Call: The Life and Times of Dave Grohl” Пола Бреннигана.
Записанные Голдсмитом партии по-прежнему можно услышать в "Doll", "Up in Arms" и в припевах "My Poor Brain", но остальные барабаны на записи – это всё Грол.
►9. Название альбома было подсмотрено на кегле для боулинга, которую тур-менеджер группы купил в комиссионном магазине.
“В названии альбома содержится шутка, понятная только участникам группы. Во время гастролей наш тур менеджер покупал перед каждым шоу очень странные вещи. Один раз он принес огромные свечи 1947 года, на следующий день лампу с Иисусом. И вот однажды он заходит в гримерку с кеглей для боулинга, красной в белую полоску, и говорит – “Смотрите, что я купил сегодня!” Я спросил – “Что, бля, с тобой не так? Зачем ты купил кеглю?” – “Потому что мне нравится цвет и форма (The Colour and the Shape)” - объяснил Грол журналу Live Wire в октябре 1997.
Альбом назвали так для контраста между названием и содержанием - в его названии совершенно не улавливается отсылка к раздирающим душу песням, из которых состоит альбом. “Если бы мы выбирали название, отражающее настроение и содержание песен, то альбом бы назывался – “Диван моего психотерапевта или типа того” – высказался на сей счет Грол.
►10. Пэт Смир хотел уйти из группы ещё до релиза альбома, но остался на время поиска подходящей замены.
Место Вильяма Голдсмита занял бывший ударник Alanis Morissette Тейлор Хоукинс. Но вскоре после его прихода группа была шокирована уже заявлением Пэта Смира, что он собирается уходить. До начала продаж альбома (т.е. до 20 мая) Грол упрашивал Смира, если не передумать, то хотя бы потурить с группой до тех пор, пока они не найдут нового гитариста. Смир согласился, и официально объявил о своем уходе во время выступления на MTV Video Music Awards в сентябре 1997, тогда его заменил бывший гитарист Scream Франс Стал.
Грол так прокомментировал эту ситуацию в интервью журналу ID: “Четыре месяца мы жили с мыслью, что Пэт собирается уйти из группы. В начале года он сказал, что устал от туров, что ему не нравится общение с прессой, что он ненавидит перелёты и ещё кучу вещей в таком духе. Конечно, мы были очень расстроены. Потом я вспомнил, что, когда Пэт пришел в Нирвану, все его друзья делали ставки – на сколько долго он продержится в группе. Кто-то ставил на неделю, кто-то на месяц-два. В Foo Fighters он пробыл дольше всего со времен Germs".
Смир вернется в 2005.
►Оригинал статьи: http://www.rollingstone.com/music/features/foo-fighters-the-colour-and-the-shape-little-known-facts-w483052
#foofighters #thecolourandtheshape #interestingpunk